Обзор мыши SteelSeries Sensei Ten. Праздник души
Коробки SteelSeries выглядят ярко и привлекательно, но их внутреннее содержание по-прежнему заставляет бровь в недоумении ползти вверх. Впрочем, даже для топовых мышек нынче отсутствие комплекта – нормальное явление, так что ожидать каких-то плюшек и щедрости производителя к 10-летней знаковой дате было бы опрометчиво. Мышь, бумажки да и все – вот, что встречает нас внутри. Зато SteelSeries Sensei Ten – это полноценное симметричное устройство с 7 кнопками и отдельной кнопкой для переключения dpi. В отличие от многих современных симметричных моделей, которые затачивают исключительно под правую руку (такие модели выпускают Logitech и Zowie; Glorious Model O – тоже тому пример), SteelSeries не пошли на поводу этих трендов и оставили довольно редко встречающиеся боковые кнопки как с левой, так и с правой стороны. Поэтому, олдовые фанаты, некогда полюбившие этот девайс за все его особенности, будут счастливы, узнав, что дизайн новинки вообще не изменился.
Классика – она и в Африке классика и из всех известных мне мышек, которые «возрождали» в последнее время, Sensei Ten осталась самой неизменной, если встречать ее по внешнему виду. И, по факту, перед нами все та же знаменитая и некогда бывшая одной из лучших игровых моделей. Как говорится, те же кнопки, только в профиль. Зато все эти плавные линии формы, цельная внешняя панель с кнопками и текучие скругленные переходы даже 10 лет спустя выглядят вполне современно, стильно и молодежно, из-за чего с этим устройством не постыдно будет щеголять перед друзьями на лан-пати. Некоторые даже удивятся, с какой это стати вы так жестко раздаете с десятилетней мышью, а вы лишь будете скромно улыбаться на подобные заявления. Правда, все дело ведь в скилле, а не в девайсе, ведь так? Если говорить про новшества снаружи, то тут появилась двухзонная подсветка и возможность настройки через SteelSeries Engine 3.
В общем, с формой мудрить не стали, и это предельно хорошо. С материалами все получилось тоже довольно просто: устройство снаружи полностью отделано совсем едва шероховатым софт-тач покрытием, а боковые кнопки сделаны из матового пластика. Материал очень цепкий, однако непрактичный – спустя буквально полчаса использования на Sensei Ten остаются заметные следы, к ней липнет пыль, и все эти разводы от пальцев не так-то просто устранить. Хорошо лишь, что у мышки нет силиконовых боковых панелей – без них она куда лучше цепляется пальцами. А вот снизу нас ждет маленький эстетичный сюрприз: нижняя часть сделана из полупрозрачного пластика, через который местами видна вся электроника. Этакий фетиш для гиков. Ну или просто стильная фишка. Колесо у девайса прорезинено, а на передней части левой панели красуется аккуратный значок Ten.
Судя по всему, форма действительно осталась прежней (хотя у меня под рукой не оказалось оригинального «сэнсэя»), поэтому мышь прекрасно ложится в ладонь за счет более объемной задней части, крайне плавного переката от переда к спинке и отсутствия каких-либо выпуклых частей. За счет небольшого расширения задняя часть отлично упирается в ладонь и это позволяет с уверенностью контролировать устройство. Боковые кнопки у мышки довольно тонкие, поэтому они не мешаются под безымянным пальцем и мизинцем, ну а для более цепкого хвата посередине Sensei Ten с обеих сторон присутствуют небольшие углубления. Масса осталась почти нетронутой – 92 грамма без учета кабеля, и вот на фоне всех современных трендов по тотальному снижению веса сохранение довольно большой массы выглядит несколько непривычным. Впрочем, делали с упором на олдскульность модели, поэтому решили лишний раз не рисковать.
Хватать устройство все так же удобно любым хватом, и в этом плане SteelSeries Sensei Ten осталась максимально универсальной. За счет больших размеров и плавности формы ее можно даже попробовать ухватить полным ладонным хватом (особенно, если у вас не очень большая ладонь), всем остальным же подойдет и ладонно-пальцевый хват, и хват когтем. А за счет пологой верхней части, удобного расположения элементов управления и довольно низкой массы мышь вполне комфортно контролировать пальцами. Под основными кнопками расположились переключатели на 60 млн. нажатий и кнопки нажимаются четко, упруго и довольно мягко. Приятный клик как для быстрого накликивания, так и для любой неспешной работы. Колесо имеет довольно легкие и мягкие отсечки, и при прокрутке вверх появляется немного заметный паразитный дребезг. Боковые кнопки нажимаются чуть туже и жестче основных, и благодаря их небольшим размерам случайно их не задеть.
По современным меркам не только масса мышки осталась довольно высокой. В эпоху, когда выходят паракордовые кабели и производители стремятся сделать свои провода как можно более невесомыми, кабель Sensei Ten ощущается немного дубовеньким и уступает тем же Zowie по мягкости, эластичности и удобству укладки. Он не имеет памяти формы, поэтому его довольно трудно разогнуть из исходного состояния, и при этом он еще относительно тяжелый. Я бы рекомендовал использовать держалку с отмеренным куском кабеля, чтобы он не утягивал устройство за собой. И вот в такие моменты закрадывается понимание, что внутренности-то обновили, но некоторым мелким деталям не отдали должного внимания. Глайды у Sensei Ten ощущаются довольно вязкими за счет приличной площади контакта с ковром. RGB-подсветка в устройстве установлена скорее больше по привычке, так как без нее сейчас редко обходится какой-либо периферийный девайс. Ну а как без нее?
Программное обеспечение SteelSeries Engine 3 является не только одним из самых простых и понятных ПО, но и получило минорные обновления, которые сделали интерфейс еще приятнее. Как и раньше, в мышке можно перенастраивать любые кнопки на свой лад, назначая на них чуть ли не любые функции. Можно записывать любые последовательности действий и затем редактировать их в удобном обработчике макросов. Можно делать что угодно с подсветкой, а затем ее не только синхронизировать с другими устройствами, но и назначать на нее различные игровые действия. В приложении доступна настройка чувствительности (от 50 до 18 000 dpi), настройка ускорения и замедления девайса, а также корректировка сглаживания углов. Для наилучшей точности все эти функции лучше, конечно же, выключить. За последние полгода в приложение добавили лишь с полдюжины не самых известных тайтлов, и по большому счету кроме как в CS:GO, Dota 2 и Minecraft применить все возможности синхронизации подсветки с играми больше негде. К тому же, Sensei Ten закрывается рукой, и смысл в подсветке пропадает совсем. А еще не понравился момент, что некоторые обозначения идут на английском вперемешку с русским – просто не успели нормально поработать над локализацией.
Тем не менее, я до сих пор считаю, что по совокупности параметров Sensei Ten – одна из лучших симметричных мышек, и это очень заметно как по форме, так и по сенсору. Здесь стоит один из лучших оптических сенсоров TrueMove Pro, который выпускает компания Pixart, и по своим характеристикам (18 000 dpi и 50 g) можно сделать вывод, что этот сенсор очень близок к сенсору Pixart 3389, а также одной из его модификаций – Pixart 3391 (450 ips, 50g, 18 000 dpi). Несложно понять, откуда растут ноги. И я уже почти перестал замечать различия в топовой оптике разных мышек, поэтому больше делаю ставку на удобство формы, массу и общие ощущения от работы с мышью. В случае с Sensei Ten сенсор получился бомбическим, наводки – эпическими, выстрелы в голову – вообще незаконными. Тут все как надо по тех. части, поэтому без сомнений, звание хедшот-машины останется за вами.
Нюансы тоже имеются и связаны они как раз с отсутствием шлифовки тех самых мелочей. Тефлоновые глайды, ожидаемо, получились немного вязкими, из-за чего порой трудно совершить мелкую доводку – приходится напрягать руку. Кабель у SteelSeries Sensei Ten явно не соответствует форме и прочим высоким техническим показателям. Только вот если глайды можно запросто заменить, то с кабелем такой трюк не прокатит. И... Форма. Да, она осталась неизменной с тех самых пор, однако я хочу обратить внимание на то, что появились ничуть не менее совершенные варианты. Если брать мелкие модели, то это Razer Viper или Logitech G Pro Wireless. Если покрупнее, то Zowie S2 или Glorious Model O. У всех них есть свои особенности и за то время, пока не было нового «сэнсэя», на рынке вышло множество прекрасных игровых мышек, которые ничуть не уступают в этом факторе SS Ten. Второй момент – масса. Сюда же – беспроводная связь. При наличии всех активов SteelSeries могла снизить первое и без проблем реализовать второе. Только вдумайтесь: Sensei Ten да без кабеля! Многие беспроводные модели показали, что это не только возможно сделать, но и сделать так, чтобы они ничуть не уступали проводным устройствам по массе. Да и автономность растет год от года. Но тут, увы, Ten осталась слишком консервативной.
Последний момент – внутренняя конкуренция. Как бы мне не нравилась Sensei Ten, у нее есть одна альтернатива – Sensei 310. Последняя обладает резиновыми накладками, кое-какими визуальными и дизайнерскими изменениями и, на мой взгляд, это более прогрессивная модель, где разработчики постарались учесть некоторые нюансы прежних дней и выпустили мышь более отточенную с точки зрения эргономики и удобства. И даже рубленый фрагментированный дизайн лично мне ложился в руку более органично: за счет этого пальцам было удобнее хватать мышь, задняя часть у Sensei 310 чуть выше, чем у SS Ten. Поэтому, я бы не сказал, что она хоть в чем-то уступает сегодняшней новинке. Получается, что с какой стороны не посмотри, у SS Ten есть серьезные конкуренты, один из которых выпущен самой же компанией. Кстати, у 310-го и глайды поприятнее будут, и сенсор не сказать, что в чем-то уступает. Повод задуматься.
После тестирования этой мыши у меня сложилось стойкое ощущение дежавю и неоднозначное послевкусие. Совсем недавно Logitech перевыпустили MX518, оснастив ее сенсором HERO, и сейчас то же самое делают SteelSeries со своей моделью Sensei Ten. Та же излюбленная многими форма, примерно те же материалы, абсолютно те же ощущения от эргономики вкупе с самой совершенной на сегодняшний день начинкой, бесспорно, позволяют говорить об этой модели как об одной из флагманских в активах компании. Но после изучения новинки у меня осталось одно ощущение... Подобные перевыпуски направлены на ту часть аудитории, которая не готова поменять привычную, давнюю и хорошо знакомую форму, некогда бывшую эталоном среди всех прочих мышей, на что-то новое – на них и нацелена SteelSeries Ten. Для всех остальных же... Стоит понимать, что есть и более прогрессивные новинки, которые за те же деньги – это примерно 5 с небольшим тысяч рублей – дают ничуть не меньший набор возможностей, предлагая при этом очень крутые решения, связанные с массой, эргономикой и возможностью беспроводного подключения.