Обзор механических клавиатур Dark Project KD1B и KD3A. Первый рассвет

 
Выхода этих двух моделей некоторые люди ждали с нетерпением и энтузиазмом, и я могу их понять. Клавиатуры на оптических свичах и с возможностью быстрой замены переключателей потихоньку набирают обороты, ничуть во всех прочих смыслах не уступая традиционным механикам (а местами даже и превосходя их). При этом, зная сложности с продвижением продукции на нашем рынке, Dark Project заведомо ставят очень соблазнительный ценник на новинки, что и позволяет привлечь новых почитателей этой продукции. А теперь новость, которая шокировала меня больше всего: по факту, к нам завезли две новые модели, но каждая из них имеет по две вариации исполнения. Они именуются KD1A, KD1B; KD3A и KD3B. А каждая из этих вариаций имеет аж 4 типа переключателей – Red, Brown, Blue, Black. Разница между суффиксом «A» и «B» в типе установленных кейкапов. И там тоже все далеко не так просто. В общем, новинки солидные, обсудить есть что – погнали!
 
 
Знакомство начинается с аккуратной картонной коробки (она содержит довольно мало краски и ее легко утилизировать – вклад в экологию, как-никак), где находится клавиатура, съемный кабель USB – Type-C в гладкой оболочке и мелкие приятные бонусы, на которые обычно не тратятся другие производители: пуллер для снятия кейкапов, зажим для вытаскивания свичей и их замены, а также 4 дополнительных переключателя на пробу из 4 популярных типов. Также идет и небольшой гайд, где есть много полезной инфы, начиная от характеристик устройства и заканчивая настройками девайса через сочетания клавиш с помощью Fn. Dark Project KD1 представляет собой полноразмерную 104-клавишную клавиатуру (я взял версию на переключателях Gateron Optical Brown), а KD3 – 87-клавишную версию без цифрового блока. KD3 у меня на Gateron Optical Black, поэтому сравнительный тест печати будет довольно интересным. 
 
 
 
Обе модели идут с ANSI-раскладкой в канонично исполненном формате: длинные шифты, одноэтажный энтер, F1 строго над «2». Отличия минимальны и в корпусе: у полноразмерной KD1B есть отдельные светодиоды для отображения работы текущих модификаторов (Num Lock, Caps Lock, Scroll Lock). У TKL-клавиатуры KD3A это возложено на сами клавиши – они просто загораются белым цветом. Все версии клавиатур имеют полноценную RGB-подсветку, дополнительные функции и настройку с помощью фирменного ПО. Среди полезных функций на лету следует отметить регулировку звука (Fn + F1 ... F4), настройку режимов подсветки (Fn + F5 ... F9), переключение профилей (Fn + F10 ... F12) и другие функции вроде регулировки яркости, блокировки Win-клавиши и изменения скорости эффектов.  
 
 
 
А вот в чем они похожи как две капли воды, так это в своем внешнем обличии. Минимализм, лаконичность и простота – визитная карточка Dark Project KD1B и KD3A, построенных на оптических переключателях Gateron. Перед нами классический «высокий» профиль клавиатуры, который почти полностью скрывает переключатели и обнажает перед взглядом кейкапы. Такое строгое, но вместе с тем современное благородное исполнение не только зайдет почти в любой сетап, но и запросто сможет составить конкуренцию «леопольдам» и «вармилкам», на которые в последнее время так часто обращают внимание, не желая приобретать себе чисто игровую клавиатуру. 
 
 
В нижней части клавиатуры все выполнено по высшему разряду: тут не только находятся мягкие резиновые накладки, которые мертвой хваткой держат устройство на столе, но еще имеются и эргономичные решения, чтобы пользователю было максимально комфортно пользоваться девайсом в любом положении. Например, выдвижные ножки, на которых также находятся резиновые накладки, при выдвижении меняют угол наклона, и под этот угол наклона на противоположной стороне предусмотрено две дополнительные резиновые накладки. Кабель для подключения находится в нижней части, и его не только можно подключать любой стороной Type-C кабеля, но и вывести по одному из трех направлений. 
 
 
 
Кейкапы –  тут уже все сложнее, я и в начале говорил про различия версий. Так вот, вся разница сводится именно к кейкапам. Модели с суффиксом «A» имеют ПБТ кейкапы, тогда как модели с суффиксом «B» оснащены АБС кейкапами, и все их различия кроются в исполнении кейкапов. АБС кейкапы сделаны из полупрозрачного пластика и покрыты гладкой, приятной на ощупь краской, тогда как ПБТ-кейкапы отлиты по технологии двойного литья и имеют совсем слегка шероховатую (и более приятную и цепкую, на мой субъективный взгляд) поверхность, которая вообще не сотрется и не заполируется со временем. АБС-кейкапы сильнее пачкаются и на них остаются отпечатки пальцев, на ПБТ же все это вообще незаметно. 
 
Далее – символы. Леттеринг на обоих типах кейкапов нанесен с торца – это крайне крутое решение, потому что мы всегда смотрим на клавиатуру не сверху, а под углом, поэтому все символы будут видны, и они не будут закрываться пальцами при печати. К тому же подсветка очень хорошо просвечивает и русский, и английский символ. Однако есть нюанс: локализация (то есть наличие русских символов) присутствует лишь на АБС-кейкапах, тогда как на ПБТ нанесен лишь английский символ. Еще нюанс – различные профили. АБС-кейкапы имеют средний по высоте OEM-профиль, тогда как ПБТ-кейкапы сделаны в оригинальном низком Cherry профиле, который используется во всех топовых комплектах кейкапов вроде GMK / JTK и прочих. 
 
 
 
По мне так выбор очевиден: Cherry-профиль гораздо удобнее в наборе, на нем лично я развиваю более высокую скорость при печати, чем на OEM-профиле (примерно 120 слов в минуту против 110 на OEM), а также даблшот ПБТ заметно предпочтительнее и надежнее крашеного АБС-пластика. Поэтому, если вы не испытываете проблем со слепым набором, я горячо рекомендую брать модель с ПБТ как более надежный и долговечный вариант. АБС я бы рекомендовал только если у вас проблемы с набором текстов или вы берете клавиатуру для того, для кого она не является инструментом первой необходимости. В конце концов, гораздо проще научиться вслепую набирать тексты и запомнить расположение русских символов и при этом иметь куда более качественные кейкапы, нежели лишать себя такого преимущества из-за неумения набирать тексты в русской раскладке.  
 
Еще раз, чтобы не запутаться: 
 
• Модели Dark Project KD1A и KD3A имеют ПБТ-кейкапы, модели KD1B и KD3B имеют АБС-кейкапы.
 
• На ПБТ-кейкапы нанесены только английские символы, на АБС в дополнение к английским символам нанесены русские.
 
• АБС-кейкапы сделаны из полупрозрачного пластика и покрыты краской с нанесенной лазерной гравировкой, ПБТ-кейкапы выполнены по технологии двойного литья.
 
• ПБТ-кейкапы отлиты в оригинальном Cherry профиле; АБС-кейкапы отлиты в среднем по высоте OEM профиле.
 
• У Dark Project среди моделей KD1 и KD3 нет символов, нанесенных сверху – все символы нанесены с торца.
 
 
 
Что касается подсветки символов, то на любых кейкапах она видна максимально хорошо, и ее яркости достаточно, чтобы в любое время суток символы были различимы. Вместе с тем, общая красота RGB-подсветки довольно малозаметна из-за использования классического корпуса с высокими стенками. Поэтому, даже в ночное время она не будет так активно переливаться на столе всеми цветами радуги – все будет находиться как бы внутри пространства клавиатуры, и если говорить в целом, то у новинок не самая яркая RGB-подсветка, даже несмотря на белую покраску пластины, на которую установлены переключатели. Однако у  нее есть неплохое количество стоковых радужных эффектов, которые выглядят очень плавно и аккуратно, и их большинству пользователей хватит, чтобы выбрать что-то себе по душе и забыть о настройках на какое-то время. 
 
 
 
 
 
 
 
Программное обеспечение скачивается с официального сайта (http://www.darkproject.org/), где можно выбрать ПО для новых KD1 и KD3. ПО выглядит не сказать, что слишком современно, однако оно получилось функциональным, хотя и местами слишком замудреным. Логика работы такова: сначала выбираем одну кнопку, на которой хотим что-то поменять. На нее можно назначить два действия: одно – на изменение клавиши (и тут есть весь ворох настроек, от перенастройки клавиши на другое значение и до задания полноценных макросов), второе – на изменение работы подсветки. Если хотим задать клавише макрос, то сначала его создаем, затем записываем, и только потом назначаем. Для настройки присутствует онлайн-режим, который, как я понял, хранит настройки на ПК, а вот оффлайн-режим сохраняет все настройки в один из трех профилей в память KD1B или KD3A. ПО отлично справляется со своими настройками, и здесь действительно присутствует много настроек как подсветки, так и самих клавиш, лишь хотелось бы, чтобы все это выглядело чуть более наглядно. И покрупнее, что ли, потому что некоторые иконки не очень хорошо считываются, а во всплывающих подсказках не всегда виден полный текст того, что назначено на клавишу. 
 
 
Клавиатура Dark Project KD1B построена на оптических переключателях Gateron Brown, KD3A – на Gateron Black. Их характеристики нажатий схожи с обычными Cherry MX свичами, поэтому в случае с «браунами» нас ожидают переключатели с тактильной преградой, общим ходом 4 мм, ходом до срабатывания 2 мм и усилием, необходимым до срабатывания 45 грамм. «Блэки» – самые тяжелые в модельной линейке компании свичи, которые имеют равномерный ход, те же характеристики, только у них нет тактильной преграды и для срабатывания клавиши необходимо приложить усилие 60 грамм. Так как переключатели не имеют вообще контактных пластин, то, по факту, у них нет какого-то ресурса нажатий – все зависит от платы, которая отвечает за регистрацию нажатий. Принцип работы прост: на плате слева и справа от свича расположены передатчик и приемник сигнала, а в самом свиче есть перегородка, которая опускаясь на определенную высоту прерывает этот сигнал, за счет чего происходит срабатывание, отправляемое затем на компьютер. Поэтому долговечность зависит лишь от платы.  
 
 
Возможность хотсвапа позволяет легко заменить одни переключатели на другие, таким образом, можно с помощью лишь одной замены свичей получить буквально новую по ощущениям клавиатуру. Минусы тоже имеются: увы, в устройство не поставить традиционные MX-свичи, равно как и прочие оптические переключатели вроде Flaretech, так что придется ограничиться одним из 8 нынче существующих видов переключателей Gateron, из которых к покупке сразу целиком в девайсе доступны лишь 4. Стабилизаторы у Dark Project KD1B и KD3A работают так себе, и при нажатиях они издают заметный лязг. Пожалуй, это единственный негативный момент, который может повлиять на общие ощущения, и устройство точно не стоит использовать в тихом помещении или в офисе с коллегами по работе. Зато есть небольшой лайфхак: стабилизаторы имеют Plate Mount конструкцию, поэтому при наличии мало-мальских навыков их можно вынуть, обрезать и хорошо смазать, что крайне позитивно повлияет на тайпинг. И для этого, в теории, не придется разбирать клавиатуру. Разве что придется повозиться с пробелом.  
 
 
Тайпинг на оптических переключателях очень приятен. Из-за отсутствия контактных частей и наличия лишь одной пружины внутри свичей клавиши нажимаются исключительно плавно и линейно в случае с линейными переключателями, где усиление очень равномерно и аккуратно возрастает по ходу нажатия клавиши. Поэтому любые линейные переключатели, будь то «блэки» или «реды» будут ощущаться словно смазанными, и пальцам не будет никакой преграды, равно как и слух не будет резать эффект шероховатости, так хорошо знакомый многим по клавиатурам на переключателях Cherry MX. Вообще, с точки зрения тайпинга и ощущений оптические переключатели дают немного иной опыт, который мне лично понравился больше, чем на обычных черри-подобных переключателях – такую плавность и линейность там можно получить только после смазки свичей.
 
 
А вот тактильные свичи откровенно не порадовали: они имеют очень слабо выраженную тактильную преграду, отчего кажется, что иногда при нажатии клавиш будто утыкаешься во что-то ватное, и это портит общий эффект. Так что при выборе клавиатуры предпочтительны либо линейные переключатели (они, по моему мнению, лучшие из всех прочих линейных переключателей в серийных моделях), либо щелчковые, но тактильные я бы брать не рискнул. Хотя это все крайне индивидуально. К тому же, стоит помнить, что из-за отсутствия контактных частей на деле любые оптические «гатероны» нажимаются чуточку легче, что особенно заметно к концу хода клавиши. И там, где на обычной клавиатуре «красные» свичи мне казались легковатыми, то в случае с оптикой в KD1B и KD3A «реды» кажутся чрезвычайно легкими, так что мой выбор пал на «блэки», которые получились туговатыми, но не настолько, чтобы их было некомфортно нажимать.  
 
 
Клавиатуры Dark Project все так же остаются уникальными новинками на нашем рынке, которые предлагают солидный и классический дизайн вкупе с самыми современными и продвинутыми технологиями. Оптические переключатели вместе с горячей заменой предлагают недюжинную надежность и неоспоримые преимущества в дальнейшей модификации устройства, ну а все остальное у них выполнено на уровне лучших серийных моделей: тут вам и RGB-подсветка, и съемный кабель, и функциональное программное обеспечение, и отличный корпус, который придется по вкусу как игрокам, так и эстетам. Кажется, ничего не упустил. Да еще и пара приятных плюшек в комплекте – определенно, за свои деньги KD1B и KD3A получились одними из самых привлекательных новинок на рынке, которые оставляют мало шансов конкурентов. В умах пользователей может оттолкнуть лишь новое имя, но и это тоже пройдет со временем. В любом случае, не каждая клавиатура за 7 тысяч рублей готова предложить такой набор опций и приличный обвес, поэтому рекомендую к ним присмотреться – вполне возможно, что именно клавиатура Dark Project станет следующей любимицей на вашем столе.