Обзор A4Tech Bloody B840. Жесткие принципы
Клавиатура находится в коробке из гофрированного картона, сверху которого располагается картонный чехол с качественной полиграфией и довольно приятным минималистичным оформлением. Задняя часть коробки сверстана очень аккуратно, и на ней представлена вся самая важная информация про клавиатуру и переключатели. A4Tech замахнулись серьезно – сразу видно, что это один из лучших девайсов в их линейке, и выглядит это довольно приятно.
Внутри коробки находится хорошая комплектация – то, чего так часто не хватает многим производителям рангом повыше: клавиатура, дополнительные красные игровые кейкапы с рифленой поверхностью, инструмент для снятия кейкапов и инструкция.
A4Tech Bloody B840 – полноразмерная механическая 104-клавишная клавиатура, построенная на переключателях LK Blue Optical. Эти переключатели являются далеким аналогом Cherry MX Blue, и их сходство заканчивается на том, что они механические и щелкают. Масса клавиатуры – 910 грамм, размеры (в мм) – 462 x 138 x 39, а еще у клавиатуры есть приятная оранжевая подсветка. Программное обеспечение тоже прилагается, его лишь надо скачать с официального сайта Bloody.
Распиаренные вовсю «парящие переключатели над корпусом» уже настолько распространены, что встречаются чуть ли не в каждой клавиатуре. Эта не стала исключением, и потому ее корпус также выполнен в формате «скелетон», ставшим классикой в игровой индустрии. Сам корпус несколько нетипичный – он выходит за рамки переключателей, а его углы имеют несколько причудливую форму; окантовка клавиатуры отшлифована. Верхняя плата, на которой крепятся переключатели, выполнена из алюминия, при этом она еще и покрашена в бледно-золотистую краску и украшена несколькими простыми орнаментами.
Но помимо причудливого исполнения у клавиатуры Bloody B840 наберется еще лишь пара особенностей, а во всем остальном она вполне привычна. Раскладка классическая (почти), американская, одноэтажный энтер, длинные шифты, ряд F-клавиш начинается строго над «2», в общем, все как надо. А вот «почти» потому, что клавиши Print Screen и оставшиеся из троицы смещены куда-то вправо, прямо над цифровым блоком. Очень странное решение, поскольку ни в одной клавиатуре подобного не встречалось. Этот блок клавиш тем более непривычен, когда пытаешься нащупать клавишу вслепую – привет любителям пунто свитчера вроде меня! А в остальном у нее все в порядке.
Экран, который отвечает за переключение модификаторов Num Lock и прочих, находится как раз на месте тех трех клавиш, и он щедро украшен логотипом Bloody. Все три лампочки, отвечающие за модификаторы, при включении светят ярким оранжевым светом, что может быть некомфортно в ночное время.
Кейкапы клавиатуры имеют стандартный Cherry OEM-профиль, причем пропорции кейкапов самые что ни на есть классические: вместо стандартных кейкапов запросто можно установить и любой другой кастомный набор. Да, это тоже особенность переключателей – кейкапы, которые установлены на Bloody B840, совместимы с любыми переключателями Cherry и им подобными. Однако кейкапы имеют нестандартную форму, что, впрочем, никак не мешает набирать тексты на клавиатуре. Кейкапы выполнены из ABS-крашеного пластика с нанесенной лазерной гравировкой. Качество кейкапов нельзя назвать более, чем средним: простой пластик, минимум затрат на производство каждого из них (например, у хороших кейкапов крестовина сделана цельным цилиндром, а тут она выглядит и ощущается довольно хлипко), не самая приятная суховатая и чуть шероховатая на ощупь покраска.
Еще одна интересная особенность связана с расположением символов и локализацией в целом: локализация хорошая, да вот только оба символа находятся на одном уровне. А это связано (и вы в этом убедитесь сами) с конструкцией переключателей. Дело в том, что в каждом переключателе для подсветки есть лишь одна прорезь, которая расположена сверху переключателя, и именно под этот уровень на кейкапе нанесена гравировка. А потому дополнительные символы (например, на клавишах «3», «4», «5», или же на «б» или «ю») будут очень плохо подсвечены даже в ночное время.
В клавиатуре Bloody B840 установлены фирменные переключатели LK Blue Optical. Если кто-то знаком с механикой, то ближайший аналог – Cherry MX Blue. Если не знакомы, поясню: это переключатели с щелчком и тактильной отдачей. В отличие от Cherry, где длина хода клавиши до упора составляет 4 мм, а ход до срабатывания – 2 мм, LK Blue Optical имеют ход в 3 мм, а до срабатывания – всего 1,5 мм. Казалось бы, плюс, но на деле все не так очевидно, и об этом я расскажу, когда буду писать про тайпинг. Вообще, это очень интересные переключатели с кучей характерных особенностей, но сходу я могу лишь сказать одно: они очень специфичны. Зато ресурс нажатий ну просто невероятно огромен – 80 млн. раз на каждую клавишу. Это действительно потрясает! И более того, я могу сказать, что это не фейк и не маркетинг. Но, все подробности чуть дальше.
В клавиатуру установлены Cherry-подобные стабилизаторы, и работают они хорошо. Из-за особенностей тайпинга услышать, насколько сильно они дребезжат, не получилось, поскольку при нажатии каждая клавиша издает ощутимый щелчок. С другой стороны, это лучшие стабилизаторы для подобной клавиатуры – легко снять и поставить на место кейкап.
Клавиатура обладает приятной, очень мягкой, не раздражающей и не мозолящей глаз оранжевой подсветкой, причем подсвечиваются не только кейкапы, но и боковые вставки на клавиатуре, выполненные из прозрачного акрилового пластика. В ночное время выглядит довольно притягательно
Снизу установлены 4 мягкие резиновые ножки, благодаря которым клавиатура очень устойчиво держится на столе. Выдвижные ножки обладают менее мягкой резиной, поэтому на них клавиатура имеет меньшую устойчивость, но в целом это почти не сказывается на устойчивости клавиатуры в целом.
Ну и напоследок – кабель. Он несъемный, выходит ровно по центру и завернут в тканевую оплетку. Длина кабеля – 1,8 метра, и он выполнен в агрессивных черно-красных тонах. Что, на мой взгляд, выдает лишний раз принадлежность клавиатуры к Китаю, поскольку только они способны делать такие вычурности на клавиатуре.
Прежде, чем начать знакомство с программным обеспечением, хочется отметить, что клавиатура обладает NKRO-режимом при подключении через USB, поэтому все нажатия будут зарегистрированы.
А дальше начинается настоящий хаос: ПО у клавиатуры есть, но выполнено оно... Ужасно. Спустя рукава. Да, можно переназначить клавиши, можно создать макросы, можно еще много чего сделать – весь стандартный набор функций, который идет в ПО с любыми именитыми клавиатурами, здесь присутствует, но реализован он настолько неграмотно и безвкусно, что глаза можно сломать. Я не стал приводить каждый скриншот в отдельном окне, чтобы еще больше не пугать вас, поэтому ограничусь простым заявлением: если вам надо что-то переназначить в клавиатуре, тогда придется скачать ПО. Именно придется, потому что ни один нормальный человек к такому вырвиглазному и запутанному интерфейсу и близко не подойдет. На мой взгляд, это промах компании, поскольку все это дело можно было хоть как-то причесать перед выпуском в свет. А если вам не требуется куча профилей, игровой режим, макросы и дополнительные приблуды, то лучше ПО и вовсе не ставить – клавиатура и без него работает отлично.
И вот теперь самое интересное – тайпинг. Процесс печати и детальный разбор переключателей LK Blue Optical. Сомневаюсь, что где-то кто-то еще так подробно об этом писал, так что расскажу об этих переключателях во всех аспектах.
Сперва – принцип действия. Классические переключатели Cherry и им подобные построены на принципе замыкания позолоченных контактов при нажатии. Происходит контакт, контроллер считывает замыкание, символ появляется на экране. Оптические переключатели работают совершенно иначе. В состоянии покоя под каждым слайдером переключателя (а слайдер – это как раз та синяя деталь, на которую нацеплен кейкап) расположен пучок света, иначе говоря – луч, который при нажатии прерывается, и при прерывании цепи сигнал отправляется на контроллер, на экране возникает буква. Плюсов в данном случае несколько: во-первых, регистрация нажатия действительно происходит моментально, быстрее, чем у переключателей с позолоченными контактами. Но, поскольку на обработку прерывания сигнала тоже требуется время (а это зависит от контроллера клавиатуры), то регистрация нажатия что на классических переключателях, что на переключателях LK Blue, происходит примерно одинаково. Задержка в этих случаях – 20-40 мс (точные измерения надо проводить со специальными приборами), и это совершенно не критично и всем привычно. Так что байка о том, что нажатие происходит со скоростью света – не более, чем слух.
Но есть одно «но». Оптические переключатели в силу своей конструкции гораздо надежнее переключателей Cherry. По сути, раз они устроены на приципе действия света, они надежны и долговечны. Как оптический энкодер в мышках. И тогда ресурс на 80 млн. нажатий не кажется таким уж мифом. Более того, если клавиатуру Bloody B840 не лупасить кулаками после слитых каток, скорее всего, эти переключатели будут и вовсе неубиваемыми. Если говорить просто: даже если что-то внутри переключателя сломается и он потеряет щелчок или тактильность, то... все равно будет работать по принципу размыкания того самого пучка света, который прерывается при нажатии клавиши. Так что, в какой-то степени, это одни из самых долговечных переключателей из-за принципа своей работы, и их ресурс нажатий является вполне оправданным.
Еще один интересный факт: сами по себе переключатели практически неубиваемы. Не только в плане ресурса нажатий, а вообще. В свое время мне скинули видео, где китаец с совершенно невозмутимым видом засыпал клавиатуру пеплом, а та продолжала работать как ни в чем не бывало, и все нажатия были зарегистрированы. Стоп, дорогой читатель! Не спеши это делать со своей клавиатурой. Заливать ее тоже не следует, равно как и засыпать пеплом. Просто если случится какая-либо критическая ситуация, вероятность того, что клавиатура выживет, намного выше. Это приятный бонус при выборе долговечной механики. А испытывать на прочность просто так лучше не стоит.
Ну и теперь процесс печати. Вообще, по сравнению с любыми переключателями Cherry, LK Blue напоминают грохочущую машину. Клавиатура буквально громыхает под пальцами. Стоит только провести рукой по кейкапам, как тут же будет слышен не самый приятный шум от шатающихся кейкапов на переключателях. Процесс печати тоже, пожалуй, не самый аккуратный. Во-первых, звук: он очень громкий, неаккуратный, дребезжащий и очень выделяющийся. То есть грохот кейкапов и звук от щелчков клавиш будет разноситься по всей квартире. Подумайте об этом, особенно если есть кто-то, кто не разделяет ваши игровые интересы.
Во-вторых, ощущения от нажатия. Они очень противоречивы. Казалось бы, ход 3 мм – только лучше, да срабатывание еще короче! Да, это так, но само нажатие весьма специфично. Вы... не поймете. Это надо только пробовать. Сначала кажется, что клавиша нажимается очень легко (усилие нажатия такое же, как у Cherry – 50 грамм до срабатывания), а вот преодоление тактильной преграды осуществляется довольно трудно – очень резко и одномоментно нажимается клавиша. То есть такого плавного спуска, как на тех же Cherry MX, здесь явно ждать не стоит. Также очень не понравилась совершенно невнятная обратная связь: после срабатывания возникает ощущение, что клавиша тут же дошла до упора, и потому в некоторых случаях (а я печатал на клавиатуре Bloody B840 сразу после перехода с механики на Cherry MX) получается так, что нажатие не регистрируется – я просто не дожимал клавишу до конца из-за ее жесткости при преодолении тактильной преграды. Так что нажатие, может, и ощущается укороченным, но из-за этого возникает больше ошибок, так что быстрой и безошибочной печати на такой механике придется дать время на то, чтобы привычки внедрились в пальцы.
И все эти особенности, которые даются вместе с переключатели LK Blue Optical, в конечном счете, не принесли особого увеличения скорости печати за клавиатурой. Скорее, наоборот, оказались очень жесткими и непривычными, и никак не поспособствовали в первое время за работой на компьютере. Это интересные переключатели, но начиная от звука и заканчивая ощущениями от печати, они очень и очень необычны, и это не самый лучший пользовательский опыт, который я вынес от работы за этой клавиатурой.
Клавиатура A4Tech Bloody B840 получилась, пожалуй, самой необычной и неординарной клавиатурой, с которой только я работал за все это время. На ее дизайн я старался не обращать внимания, поскольку такие явные и очевидные ходы вроде яркого исполнения и позолоты не оставляли у меня ощущения чего-то прекрасного, что, впрочем, не говорит о плохом качестве исполнения клавиатуры. Но куда больше внимания я бы хотел уделить переключателям: это очень специфичные переключатели, и подобных переключателей нет больше нигде. С одной стороны, они очень надежны, а клавиатура, на них построенная, стоит гораздо меньше любой действительно продвинутой механики, но с другой стороны, она оставляет очень специфичные ощущения от печати, поскольку к этим ощущениям явно придется привыкать. Если вам нравится дизайн корпуса, любите что-то новое и никогда не отталкивали эксперименты – можно попробовать эту клавиатуру, ведь по надежности она, пожалуй, идет впереди планеты всей. Но по ощущениям в целом эта клавиатура оставляет очень смешанные впечатления, и потому посоветовать ее в качестве первой механики я бы не рискнул.