Обзор внешней звуковой карты Sennheiser GSX 1000. Технологический лоск



На прошедшем Игромире были представлены две новые звуковые карты, ориентированные на игровой сегмент. Как я уже рассказывал в прошлом обзоре на гарнитуру Sennheiser GSP 300, компания теперь очень пристально следит за игровой индустрией, постепенно предлагая рынку своему продукты. Две модели, с которыми я познакомился – Sennheiser GSX 1000 и GSX 1200 Pro – произвели на меня неизгладимое впечатление еще на выставке: впечатляющий дизайн и внешний вид, довольной широкий набор возможностей, а также схема собственной разработки не оставили меня равнодушным. Последнее проверить в такой шумной обстановке я не смог, а вот оценить удобство управления и в целом возможности – вполне. И уже тогда карта оставила о себе приятное впечатление.

О технических подробностях... Нечего сказать. Все закрыто наглухо, как за каменной стеной. Есть только некоторые данные, которые компания публикует для пользователей, однако подробности не для чужих ушей – про карту абсолютно ничего неизвестно. Ни начинка, ни ЦАП, ни усилитель – ничего не афишируется. Так что будем доверять ощущениям, оценивая новинку компании. Примечательна карта несколькими вещами: plug-n-play режим с отсутствием драйверов (все настройки зашиты в карту, поэтому и вызываются прямо из нее), большим количеством различных режимов, а также наличием виртуального 7.1 звука собственной разработки, который без внимания уж никак не останется.



На тестировании у меня оказалась младшая карта линейки – Sennheiser GSX 1000. Отличия между старшей картой минимальны, глобально – лишь одно. Старшая модель имеет возможность объединения таких же карт в своеобразный TeamSpeak – голосовой чат, который будет слышен только тем, кто подключился в эту систему. Для этого на карте на заднем торце, где находятся все прочие выходы, есть парочка аналоговых, разнесенная по бокам. Один для входа одной карты, один – для вывода на другую. Еще одно мелкое отличие: звук у GSX 1200 Pro можно увести в ноль – не будет слышно ничего, тогда как у GSX 1000 его можно выставить на «00», но при этом наушники все равно чуть будут слышны. Больше отличий нет, начинка у карт абсолютно идентичная. Только режим внутренней голосовой связи отличает их между собой. И поскольку я на лан-турниры не езжу, подобная возможность мне попросту не нужна.



Технические характеристики.

• ЦАП / Усилитель: собственная разработка
• Усилитель для наушников: 16 – 150 Ом
• Частотный диапазон: 0 – 48 000 Гц
• Входы: Micro-USB (для подключения питания; Type B); микрофонный (3,5 мм)
• Выходы: наушники (3,5 мм); линейный AUX (3,5 мм)
• Частота дискретизации: 44,1 / 48 / 96 КГц
• Максимальное качество воспроизведения: стерео 2.0 - 24 бит / 96 КГц; виртуальный 7.1 - 16 бит / 48 КГц
• Максимальное качество записи: моно 1.0 - 16 бит / 16 КГц
• Коэффициент нелинейных искажений: < 0,005%
• Прочее: без драйверов, совместимость с Windows / Mac; без встроенного аккумулятора и беспроводных технологий
• Длина USB-кабеля для подключения: 1,2 м
• Размеры (Д x Ш x В, в мм): 99 x 99 x 27 (46 мм на подставке)
• Масса устройства: около 150 грамм



Sennheiser GSX 1000 поставляется в довольно компактной коробке из простого гофрированного черного картона, который закрыт сверху белым картонным рукавом. Внутри коробка обита поролоном для сохранности звуковой карты, а под поддоном обнаруживается очень скромная комплектация: провод для подключения и бумажки. В версии GSX 1200 есть еще и чат-кабель, но утешение небольшое. Если уж карта направлена и на домашнее использование, и на поездки, хотелось бы видеть чехол. С учетом весьма немаленькой цены отсутствие чехла, на мой взгляд, упущение. По сути дела, комплектации нет, и это немного огорчает...



…Но потом я вспоминаю, что на дисплее находится пленочка, и мне сразу становится лучше! Обожаю снимать ее с новеньких устройств, особенно, когда это устройство – такая вот футуристичная штуковина. Дизайн звуковой карты просто великолепен. Он напоминает высокотехнологичную приборную панель с выверенными геометричными формами. Даже самый далекий от промышленного дизайна человек восхитится гармоничному и изящному исполнению звуковой карты.



На материалах и элементах управления ничуть не сэкономили – тут просто высший класс. Корпус выполнен из двух типов матовых и чуть шероховатых приятных на ощупь пластиков. Вокруг колеса регулировки громкости находится глянцевая окантовка, а в самом центре – емкостная сенсорная мультитач-панель, покрытая стеклом. Это если понадобится переключить несколько настроек за одно касание несколькими пальцами.



Чувствуете, что-то упускаю? Верно чувствуете. Кольцо регулировки уровня громкости, окружающего дисплей – отдельный изумительный элемент дизайна. Оно выполнено из алюминия и имеет мягкий, просто воздушный и невероятно приятный легкий ход, благодаря чему каждый раз регулировать громкость – одно сплошное удовольствие. Причем четко отслеживается как тонкая настройка по уровню звука, так и резкое повышение или понижение громкости. Секрет кроется в расположенных под этим кольцом шариковых подшипниках, обеспечивающих столь плавную работу этого кольца.

Также при подключении звуковой карты Sennheiser GSX 1000 под этим кольцом по всему периметру возникает красный мягкий ореол, который в темное время суток представляет собой своеобразную подсказку по элементам управления ЗК. Свечение не очень сильное, поэтому оно абсолютно не мозолит глаз, и его заметно лишь при взгляде на устройство. В остальное время подсветка совершенно не отвлекает от работы.



Еще одной интересной особенностью является датчик приближения, благодаря которому дисплей загорается и показывает все функции при поднесении руки к дисплею. После настройки через пару секунд дисплей плавно затухает, все настройки карты и вовсе исчезают, и остается лишь едва заметным уровень громкости посередине дисплея. Стеклянный дисплей устойчив к царапинам, однако ключами по нему скрести не стоит. Именно поэтому я отмечал отсутствие чехла как минус – при транспортировке дисплей можно ненароком поцарапать. А еще он очень маркий, и потому заляпать его отпечатками пальцев, которые остаются после настройки, не составляет труда.



Помимо дисплея и регулировки громкости есть еще 4 сенсорные кнопки с такой же приглушенной красной подсветкой, расположенные по всему периметру верхней панели. Они отвечают за пресеты звуковой карты. И все эти пресеты очень легко настраиваются. Каждый выбранный пресет отвечает за свою определенную кнопку, и если вы что-то поменяли, все кнопки будут гореть красным. Для того, чтобы сохранить новый пресет, нужна его просто настроить на экране, а после этого зажать одну из сенсорных клавиш. После того, как настройка сохранится в память устройства, дисплей моргнет пару раз, а выбранная клавиша поменяет цвет с красного на белый. Все крайне просто.

Однако есть один небольшой минус – при настройке можно ненароком задеть одну из клавиш по периметру, так как сенсор имеет большую площадь распознавания, нежели тонкая полоска, отвечающая за индикацию выбранного пресета. Еще один нюанс – уровень громкости не сохраняется в настройках пресета. То есть его всегда надо выставлять вручную. Однако при отключении и подключении устройство помнит последнюю установку уровня громкости, так что при подключении к другому ПК не стоит опасаться, что громкость окажется чрезмерно большой или же на нуле.



И теперь немного про не столь красивую часть – порты подключения. Их набор довольно скромен, но позволяет по нынешним меркам подключать преобладающее большинство аналоговых наушников и гарнитур. Итак, сзади расположен выход на наушники, рядом с ним – микрофонный вход. Рядом с микрофоном – линейный AUX выход для настольной акустики, мониторов или каких-либо других устройств широкого и громкого, так сказать, звучания.  Чуть поодаль – вход Micro-USB, предназначенный для питания звуковой карты. На правом торце расположено колесо, отвечающее за громкость входящего голоса. То есть можно отрегулировать баланс громкости между игрой и речью, которую передают по голосовому чату ваши тиммейты.



Снизу на карте Sennheiser GSX 1000 расположены две ножки из довольно жесткого полиуретана, которые обеспечивают устойчивость на столе. Однако при запылении этих ножек (если часто двигать карту по столу) устойчивость снижается в разы, и эти накладки необходимо время от времени очищать. Тут же расположена подставка для карты, которая также имеет резиновую накладку. Устойчивость в любом положении одинакова, и она одинаково хорошая.



Карта довольно легко определяется компьютером и для ее работы абсолютно не требуется драйверов. Все настройки, как я и указывал ранее, сохраняются в памяти аудиокарты. Программного обеспечения у карты нет, да оно ей и не нужно – все настройки находятся прямо на дисплее. Что особенно радует – Sennheiser не гонятся за всеми и сразу, поэтому они честно заявляют, что раскачивают любые наушники и гарнитуры до 150 Ом. Как по мне – это более чем нормальный показатель, а благодаря отсутствию в схеме лишних электронных компонентов звук на выходе будет чище. Кто-то скажет, что устройство не универсально... И будет не прав, так как любые наушники с более высоким сопротивлением стоят значительно дороже (никак не меньше этой ЗК), и для их раскачки и выдачи действительно качественного звука требуются куда более серьезные устройства. В идеале, ЦАП и усилитель в отдельности, что занимает много места. Да и стоит недешево. Так что смысла гоняться за большими цифрами в подобном устройстве нет.



И теперь о главном – качество звука. Звуковой карте, по сути дела, все равно, какие наушники раскачивать, но вместе с гарнитурами Sennheiser, на мой взгляд, получается самый лучший дуэт. Однако это почти никак не влияет на другие наушники – карта не заточена под определенную модель. Поэтому я с ней послушал и Sennheiser HD 380 Pro, и Sony MDR-1A.

Звуковая карта, если сравнивать ее с распаянным на материнской плате кодеком (каким бы он ни был), всецело улучшает звук по всем фронтам. Везде по чуть-чуть, но зато вместе это дает довольно заметную прибавку по качеству звука. Исчезают все фоновые шумы, звук играет более собранно, появляется лучшая детализация, ничего не смешивается в кашу. В целом звук становится более приятным, прозрачным и чистым, а также устраняется гул и бубнежка в низах, которая может появиться в сложных бас-партиях. Все это мелочи, и на некоторых наушниках с некоторыми записями этого просто не будет заметно, однако я постарался охватить как можно больше различных жанров для выявления всех этих деталей. Проще говоря, GSX 1000 убирает все «острые» углы и в целом выдает такой звук, какой изначально был задуман производителем. Дальше все зависит уже от конкретной модели наушников или гарнитуры.



По эмоциональному насыщению практически ничего не изменилось – музыку стало просто приятнее слушать. Однако и тут есть один довольно тонкий нюанс: где-то между басами и нижней серединой ощущается едва заметный подъем, который делает бас чуточку выразительнее. Мясистее, если так можно выразиться. И это было заметно именно на HD 380 Pro, которым, на мой взгляд, не хватало сочности и выразительности именно в нижних частотах. С этой картой на этих наушниках бас стал мягче, глубже, драйвовее и в целом приятнее. Вот прибавился именно драйв – пожалуй, это самая точная оценка изменения басов.

Опять же, это я заметил не на всех треках, поэтому звук на выходе нельзя назвать приукрашенным. Скорее, звуковая карта Sennheiser GSX 1000 полностью раскрывает те возможности наушников, которые в них изначально были заложены, и которые не раскроются до конца при воспроизведение звука через материнскую плату. Так что здесь сразу два плюса – честное воспроизведение без эмоциональной окрашенности, а также чистота исходного сигнала при воспроизведении.

А вот звук с микрофона... Весьма спорный. Точнее, микрофон работает очень хорошо, у него также не наблюдается фонового шума, не наблюдается резких и «взрывающихся» звуков – карта способна обеспечить хорошую и четкую, причем довольно натуральную передачу голоса без перегрузов. Характер голоса тоже хорошо сохраняется, пусть при этом и наблюдается некоторая «глухота» при его передаче... И это все как раз идет из-за того, что микрофонный вход работает в моно-режиме и имеет качество записи всего лишь 16 бит / 16 000 Гц. У любых звуковых карт этот параметр имеет значение хотя бы 16 бит / 44,1 КГц или выше (обычно 24 бит / 48 или 96 КГц). На практике как раз благодаря хорошему качеству записи и устраняется вся глухота голоса, делая его довольно чистым и прозрачным. Чем обосновано столь низкое качество передачи голоса – мне неясно.



А вот теперь пройдемся по всем звуковым эффектам и фирменному виртуальному 7.1 режиму. Первая иконка сверху отвечает за переключение между наушниками и внешними колонками, вторая – эквалайзер с тремя установками (игры, музыка, фильмы). При отключении эквалайзера как раз и достигается самое натуральное звучание, однако эти настройки (особенно в сочетании с 7.1 звуком) способны очень сильно и интересно изменить звуковую картину. Игровой режим «зажимает» часть низов, середину и часть верхов, выделяя часть нижней середины и оставляя верха – как раз слышны все шаги, выстрелы и так далее. Режимы музыки и кино – на любителя, поскольку они своеобразно меняют звук, делая его искаженным, но более атмосферным. Например, их неплохо устанавливать в играх типа Battlefield или Tomb Raider, чтобы сполна насладиться звуковой картиной. Иконка снизу рядом с режимом работы звука отвечает за громкость собственного голоса, который можно услышать в своих наушниках.



Объемный виртуальный 7.1 звук – собственная разработка Sennheiser, которая носит название Sennheiser Binaural Rendering Engine. Красивое название, но как мне известно на практике, виртуальный объемный звук далеко не всегда показывает себя с лучшей стороны из-за расширения пространства с появлением различных паразитных звуков, шумов и перегруза по некоторым частотным диапазонам. Здесь такого не произошло, и собственный алгоритм компании работает на удивление хорошо. Не могу сказать, что я поражен виртуальным звуком, но он показывает себя с лучшей стороны. Музыку в этом режиме слушать исключено, ибо это режим не для стерео. А вот ощущение пространства с довольно ясной и чистой звуковой картиной – самое то в играх, где есть поддержка многоканальных дорожек, или же фильмов.

Последние особенно приятно смотреть с соответствующей настройкой эквалайзера. Боевики приобретают самую настоящую киношную красочность, которая просто бурлит в голове! И если у вас нет полноценной 7.1 домашней системы, то режим виртуального звука – отличный способ получить новые ощущения от любых фильмов. К тому же при включении объемного звука появляется дополнительная пара настроек. Справа появляется иконка, отвечающая за позиционирование звука (спереди или сзади), а слева – настройка реверберации, которая симулирует размер пространства (от маленькой комнаты до открытого пространства). И все же виртуальный звук пойдет только для некоторых сценариев использования, тогда как в большинстве случаев я предпочитал обычное стерео.



Sennheiser с уверенностью занимают игровую нишу рынка, как подобает это лидеру индустрии. Конечно же, речь идет про звуковые устройства. И их новая звуковая карта в лице Sennheiser GSX 1000 – настоящее открытие, которое представляет собой универсальное мультимедийное устройство для развлечений и получения максимально широкого спектра ощущений как от игр и фильмов, так и от музыки. Для любого сценария использования у этой звуковой карты есть свои интересные настройки, которые настраиваются прямо на лету, что позволя

И конечно хочется отметить исполнение девайса – это просто технологическое совершенство. Такого приятного и оригинального внешнего вида в сочетании с качественными материалами и дружелюбной человеческой эргономикой я не встречал больше ни в одном другом устройстве. Особым шиком я до сих пор считаю кольцо регулировки громкости. Здесь действительно все создано для того, чтобы просто брать и пользоваться, и получать от процесса удовольствие. И ни о чем думать не надо – ни о драйверах, ни о прочих настройках... Зачем они нужны, когда все необходимое есть уже на самой карте? И потому вопрос о цене здесь не очень уместен. Карта дорогая, и не каждый позволит себе ее приобрести, однако не стоит сомневаться, что она стоит вложенных в нее денег.