Обзор внешней звуковой карты Creative Sound BlasterX G5. Миниатюрная звуковая бомба
Технические характеристики
• Звуковой процессор: SB-Axx1
• ЦАП: Cirrus Logic CS4398
• АЦП: Cirrus Logic CS5361 (судя по Sound Blaster E5)
• Усилитель: Texas Instruments TPA6120A2
• Максимальное качество воспроизведения: 24 бит / 192 КГц
• Максимальное качество записи: линейный вход – 24 бит / 192 КГц; микрофонный вход – 24 бит / 96 КГц / ~16 КГц запись (частотная характеристика); оптический вход – 24 бит / 96 КГц
• Соотношение сигнал / шум (ЦАП): 120 дБ
• Подключение и подача питания через микро-юсб
• Интерфейсы подключения: аудиовход (1 x 3,5-мм стерео-разъем; линейный / оптический вход); аудиовыход (1 x 3,5-мм стерео-разъем; линейный / оптический выход); 1 x 3,5-мм 4-контактный разъем для подключения гарнитуры; 1 x 3,5-мм микрофонный вход
• Коэффициенты усиления: 32 ом – 150 ом (низкий коэффициент усиления); 150 ом – 600 ом (высокий коэффициент усиления)
• Дополнительные режимы аудиообработки: Scout Mode, SBX, VoiceFX
• Программное обеспечение: BlasterX Acoustic Engine Pro
• Совместимость с устройствами: ПК (Windows, Mac); Xbox One; PlayStation 4
• Совместимость с мобильными устройствами: нет
• Поддержка «воздушных» технологий: нет
• Размеры (Д х Ш х В, в мм): 110 x 74 x 22
• Масса устройства: 145 грамм
Коробка и комплектация
Звуковая карта Creative Sound BlasterX G5 поставляется в коробке из плотного и жесткого прессованного картона; коробка совсем компактная и выполнена в духе лучших традиций эпл – при снятии крышки возникает трение о воздух, процесс распаковки просто доставляет удовольствие. При небольших размерах коробка очень информативна, спереди нанесено изображение ЗК, на гранях расположены изображения ЗК в различных ракурсах, на обратной стороне – описание основных фишек устройства (есть и русский язык).
Внутри коробки звуковая карта покоится в форме из ПЭТ-пластика, обитого бархатом (вероятно, синтетическим). Крышка выложена поролоном для сохранения девайса в целостности при транспортировке. Под формой расположена вся комплектация девайса.
В комплекте со звуковой картой идут два кабеля подключения: микро-юсб – юсб (длина кабеля – 1 метр), оптический кабель мини тослинк (длина кабеля – 1 метр), и различные бумажки (мировая гарантия, инструкция на всех языках). С учетом цены и назначения карты очень хотелось бы видеть чехол для переноски, но его здесь нет.
Дизайн и эргономика
Creative Sound BlasterX G5 – портативная звуковая карта, сочетающая в себе ЦАП и усилитель в одном флаконе. То есть назначение у карты самое что ни на есть широкое, и для ее работы больше ничего не требуется – подключил к ПК и слушай наушники. Для работы с компьютером или ноутбуком предусмотрено подключение через USB (работает с USB 2.0 и 3.0), а для подключения к Xbox One и PS4 предусмотрен оптический кабель мини тослинк. Каких-либо «воздушных» функций (Bluetooth, NPC) и совсем уж серьезных наворотов вроде встроенных микрофонов и внутреннего аккумулятора (как у соседней карты – Blaster E5) у BlasterX G5 не имеется. Оно и к лучшему, я считаю.
При всех серьезных технических характеристиках карта, на первый взгляд, кажется совсем неощутимой. Она очень компактна (хотя и в этом классе устройств встречаются и чуть более компактные девайсы, даже у Creative такие имеются) и имеет маленькую массу – 145 грамм. По размерам она недалеко ушла от того же айфона.
Карта буквально помещается в руке. Да, я в первый раз, увидев ее на картинке, я подумал, что она куда больше, но в реальности она очень компактна. Если уж в карман ее не засунешь, то в сумке точно место найдется.
Звуковая карта сделана в форме призмы и выполнена из различных видов пластика. Верхняя панель: гладкий матовый пластик с серебряными вкраплениями в сочетании с пластиком, отшлифованным под металл. Верхняя панель не очень практична, поскольку собирает отпечатки пальцев.
На панели «под металл» расположен логотип Sound Blaster с вырезанным знаком «X», который прикрыт внутри полупрозрачным пластиком и подсвечивается красным цветом при подключении к компьютеру.
Передняя панель Creative Sound BlasterX G5 сделана из глянцевого пластика, также хорошо собирающего отпечатки пальцев. Передняя панель крайне простая и функциональная. На панели расположены два выхода: один – для гарнитуры и один – для микрофона, посередине находится регулятор громкости, тоже выполненный под шлифованный металл.
Задняя панель выполнена из куда более практичного чуть шероховатого матового пластика, окруженного глянцевой рамкой; на панели расположены все необходимые разъемы подключения: оптический вход, оптический выход, подключение гарнитуры через юсб (обычно только в гарнитурах можно встретить юсб-подключение), и вход микро-юсб для подключения ЗК к компьютеру.
Одна боковая панель не имеет никаких элементов управления, вторая же обеспечивает управление всеми дополнительными функциями звуковой карты. На этой боковой панели расположены кнопки включения Scout Mode, кнопка переключения профилей SBX, а также рычажок-переключатель усиления с низкоомных (поддерживаются наушники и гарнитуры с импедансом от 32 ом до 150 ом) на высокоомные наушники (импеданс – от 150 ом до 600 ом).
Снизу на звуковой карте расположена накладка, выполненная из чуть бархатистого на ощупь полиуретана, обеспечивая устойчивость девайса на столе.
Комплектные провода позволяют подключать карту Creative Sound BlasterX G5 как к компьютеру, так и к любой игровой приставке. Для этого предусмотрены два кабеля, каждый по 1 метру длиной. Кабель USB завернут в красную гладкую и гибкую оболочку, оптический кабель довольно тонкий и также завернут в гладкую, черную оболочку.
Теперь же перейдем к возможностям и логике работы устройства.
Функции и возможности устройства
При подключении к компьютеру на верхней панели загорается знак «X», оповещающий об успешном подключении ЗК. Если же что-то в работе с картой не так (например, нехватка питания, или же провод поврежден), то знак «X» в логотипе будет мигать на манер аварийной сигнализации у машин. Такая индикация позволяет определить, работает в данный момент карта или же нет.
Задняя панель подключения не имеет каких-либо особенностей. Питание в любом случае подается через микро-юсб порт, а далее подключаются устройства, в которых планируется слушать музыку, благо что все популярные интерфейсы для этого имеются.
Колесо регулировки громкости, расположенное на передней панели, имеет маслянистый и вязкий ход, хоть и крутится довольно легко. Настоящее аналоговое колесо – нет никаких отсечек при прокрутке, поэтому уровень громкости подбирается чисто на слух.
Но при этом колесо имеет подсветку, яркость которой варьируется от уровня громкости – чем выше громкость, тем ярче горит колесо. Хоть и в большинстве случаев наушники начинают громко играть при 10-20 процентах от общей громкости, подсветка колеса позволяет нащупать его даже ночью. При нажатии на колесо регулятора громкости звук выключается, при повторном нажатии – включается. При подключении наушников и микрофона к звуковой карте доступ к колесу регулировки будет затруднителен. Особенно, если кто-то решится подключить наушники с Г-образным штекером.
Отдельно хочется сказать про входы на передней панели. Один из входов предназначен для подключения наушников, второй – для микрофона, оба предназначены для подключения 3,5-мм штекеров. Что интересно: вход, который сделан для подключения наушников, имеет 4-контактное подключение, а потому в этот разъем можно подключать и гарнитуры с микрофоном. Получается, что карта поддерживает подключение сразу двух микрофонов. Что помешало сделать второй совмещенный вход? Ведь подключение двух пар наушников – не редкость. Так, кстати, и было реализовано в соседней модели – Blaster E5. Здесь же оставили только подключение гарнитуры и микрофона (фактически, одна пара наушников и два микрофона). Если внимательно посмотреть на значок подключения наушников, можно заметить, что там помимо наушников изображен и микрофон.
Боковая панель Creative Sound BlasterX G5 – отдельная тема, имеющая свою логику работы. Хорошо продуманную, между прочим. Все эти функции (Scout Mode, SBX) прекрасно работают и без программного обеспечения, поэтому их можно включать и выключать по желанию. При нажатии на кнопку Scout Mode активируется режим для шутеров, а ободок кнопки загорается белым цветом.
При нажатии на кнопку SBX активируется один из встроенных звуковых профилей. Всего их 3 штуки и каждый из них переключается при нажатии на кнопку SBX. Ободок кнопки в этом случае тоже загорается белым цветом, вместе с ним загорается лампочка, показывающая, какой именно из трех профилей активен на данный момент. При активации любого режима SBX режим Scout Mode автоматически отключается. По факту, эти две кнопки просто включают определенные настройки эквалайзера, которым придуманы различные названия. Без установки ПО изменить эти пресеты нельзя, после установки можно менять профили SBX по своему усмотрению.
Режим Scout Mode отключается при повторном нажатии кнопку, для отключения профилей SBX необходимо нажать и удерживать кнопку. Если все лампочки отключены, то в наушники поступает звук без какой-либо обработки. Рычажок переключения немного люфтит и болтается в корпусе, переключается с тугим и четким щелчком, и, формально, лишь условно разделяет усиление наушников. То есть наушники или гарнитура будут работать в любом режиме, просто при переводе рычажка в правое положение, предназначенное для высокоомных наушников, низкоомные наушники просто будут играть громче.
При работе звуковая карта немного нагревается, что особенно заметно в ее нижней части. Однако нагрев несильный и потому платам достаточно отвода тепла, обеспечиваемого пластиковым корпусом.
Тестирование: программное обеспечение
Sound BlasterX G5 сделана довольно хитро, а потому просто так использовать программное обеспечение не получится. Оно определяет, подключен ли девайс в данный момент, и только после этого становятся доступны все его настройки. То есть скачать вы сможете, а вот воспользоваться фишками ПО без определенной ЗК не получится. В данным момент, как я понимаю, этим ПО поддерживается только BlasterX G5. Зато для его установки не требуются ключи и прочая бюрократия – только звуковая карта.
ПО называется BlasterX Acoustic Engine Pro и предлагает куда более широкие возможности для тонкой и детальной настройки звука, нежели его младшая версия – BlasterX Acoustic Engine Lite, которая идет в комплекте с гарнитурами линейки Sound BlasterX. Да, ПО поддерживает как Windows, так и Mac, поэтому на любой платформе ЗК будет полностью функциональна.
В главном окне – Sound BlasterX – находятся режимы регулировки уровня громкости, возможность выключить звук и демо-режим. Функции интерфейса дублируют возможности физического колеса, а демо-режим (нет-нет, версия программы полная, ничего больше делать не надо) предназначен для тестирования звукопозиционирования.
Демонстрация работы демо-режима. Звук вертолета будет слышен примерно из того места, которое указано на картинке.
Здесь можно выбрать профили SBX для звуковой карты. По умолчанию в карту забиты три различных профиля, которые можно изменять с помощью ПО по своему желанию. Есть выбор среди готовых профилей (все профили, в основном, нацелены на игры), но можно создать свой собственный. Для этого следует перейти во вкладку «Acoustic Engine» или «Эквалайзер», и, после изменения какой-либо настройки звука, вернуться во вкладку «Профиль» и нажать в окошке справа кнопку «Сохранить». Таким образом в один из профилей будет записан новый, только что настроенный пресет, который сохранится в памяти устройства и может быть вызван в любой момент по желанию пользователя. В этом же окошке, кстати, указаны все настройки определенного пресета, включая тип выбранного эквалайзера.
Если же что-то в звучании не понравилось, всегда можно откатиться к настройкам по умолчанию. Все программные пресеты и пресеты, созданные пользователем, сохранятся, сбросятся лишь настройки профилей в самой ЗК. Без ПО настроить или как-либо изменить сохраненные профили внутри памяти девайса не получится.
С помощью Acoustic Engine можно накладывать определенные звуковые эффекты, которые можно смешивать между собой. Любой эффект можно включить или отключить, а также задать ему определенный уровень воздействия. При наведении на эффект появляется всплывающая подсказка, в которой описано, что делает тот или иной эффект.
Эквалайзер Creative Sound BlasterX G5 – тут все просто и понятно. Какие частоты регулируем, такой звук и получаем, все вполне очевидно. Эквалайзер может использоваться и в связке с настройками Acoustic Engine, все эффекты на выходе накладываются на звук. Понятное дело, что внесения таких изменений обычно сказывается негативно на общем восприятии, но в игровых ситуациях такие настройки могут только помочь. В музыке, разумеется, все эти эффекты лучше отключать.
Scout Mode – режим для шутеров. Переназначить или повесить что-либо еще на эту кнопку нельзя, поскольку на ней бессменно работает Scout Mode. Для шутеров сойдет – не надо запариваться, просто ткни на кнопку и услышь всех. А вот для музыки такой режим не подойдет.
Для активации любой из функций (Scout Mode, SBX, VoiceFX) можно назначить комбинацию горячих клавиш в отдельном окне.
VoiceFX – изменение голоса. Ну тут все представители подрастающего поколения побежали к своим родителям, ведь разговаривать на сервере голосом брутального мужика – это ж так по-пацански! Тем не менее, эта функция сделана, скорее, для развлечения, или же для какой-либо записи измененного голоса для последующей вставки этого голоса в микшируемый трек. В других сценариях использование этой штуки практически бесполезно. Понять, какой ползунок как скажется на работе сразу нельзя, поэтому здесь остается лишь пробовать и подбирать тот голос, который устроит лично вас.
В окне расширенных настроек можно активировать виртуальный объемный звук. Причем поддерживается как 5.1, так и 7.1-канальная схема. О самом качестве виртуального звука будет сказано чуть позже.
И последнее – настройка микшера. Здесь можно отрегулировать все настройки записи, воспроизведения, включить или отключить какой-либо девайс и так далее. Общая схема регулировки всех звуков в одном месте и перед глазами.
В конце хочу сказать про ложку дегтя в ПО. И даже, наверное, про две. Первая уже была озвучена – сопряжение только лишь с девайсом, который поддерживается самой программой. Кроме G5, как я понял, пока нет ни одного поддерживаемого девайса. Вполне возможно, с дальнейшим развитием этот список устройств будет расти. Но, с другой стороны, ни с одними наушниками таких вкусных и широких возможностей вы не получите. И второе: если у вас что-то не так с ЗК, то девайс начнет мигать крестом «X», расположенным на верхней панели, а ПО просто зависнет. И его надо будет закрыть, переподключить ЗК (и проверить, чтобы она была в рабочем состоянии), после чего запустить ПО заново. К сожалению, здесь Creative накосячили. А вот при обычном использовании ЗК я не встретил ни одной проблемы.
Тестирование: звук и музыка, микрофон
В первую очередь, хочется все-таки рассказать о звуке и музыке, поскольку чаще всего звуковая карта берется именно для этой цели, не смотря на широкие игровые возможности. Внутри Creative Sound BlasterX G5 стоит впечатляющая начинка: ЦАП Cirrus Logic CS4398, обеспечивающий воспроизведение звука в формате 24 бит / 192 КГц, и усилитель Texas Instruments TPA6120A2, который раскачает даже самые высокоомные наушники с импедансом до 600 ом.
Я протестировал звуковую карту Creative Sound BlasterX G5 с гарнитурами Creative Sound BlasterX H5 / P5 и с гарнитурой Creative Aurvana Live!2. Сравнение будет проведено со звуком, выдаваемым звуковым контроллером Realtek ALC1150 на материнской плате Asus Maximus VI Hero. Сейчас идет речь о чистом сравнении звука без подключения каких-либо программных возможностей и звуковых профилей. Чистый звук.
Про характер звука на игровых гарнитурах я уже писал в предыдущих обзорах, поэтому теперь лишь буду отмечать изменения. С гарнитурой BlasterX H5 все просто: стала более четко выражена сцена, все инструменты в записях стали слышны чуть более детально, более раздельно. Немного лучше и более упруго стал отыгрывать бас, и сам характер звука стал более сбалансированным. Но это только если говорить про изменения. Если сравнивать в целом, то эти изменения малозаметны, остается лишь общее ощущение, что все играет более детально. Сильных изменений в звуке тут не последовало.
Далее, Aurvana Live!2. Здесь ушел гул из басов, сам бас стал более упругим, мягким, а не бочкообразным, опять же, улучшилось позиционирование и детальность инструментов. Некоторый песок из верхов просто пропал. Здесь изменения чуть более заметны, но, как и в первом случае, их можно услышать только при сравнении в лоб. Если бы мне дали просто эти уши и попросили бы определить источник, есть вероятность, что я бы ошибся. В моем распоряжении под рукой не оказалось наушников классом выше, вроде тех же Beyerdynamic DT770 Pro – вот там можно было бы рассказать, как справилась данная аудиокарта и какие изменения последовали.
А вот с затычками все вполне ожидаемо: как при воспроизведении со встроенного аудиочипа, так и при воспроизведении с ЗК, звук остался одинаковым. Разницы я не услышал. Разве что запас по громкости на ЗК выше. Но с учетом того, что это затычки, становится не столь важно, ведь при высоком уровне громкости затычки использовать проблематично, к тому же высокий уровень громкости может повредить слух. Поэтому в охватывающих гарнитурах слышны различия, а вот в затычках их – ноль. Но благодаря различным эффектам и ПО звуковой карты можно добиться изменения звуковой картины в целом. В лучшую сторону, разумеется. Потянуть басы, чуть уменьшить верха и так далее. Другое дело, что в той же P5 как не было басов, так они и не появились, и тут крутить можно что угодно, но музыкальными от этого затычками не станут. А вот в играх, как я уже говорил про них ранее, звук просто замечательный: и звукопозиционирование, и выстрелы, и шаги (все основные составляющие CS:GO и других FPS в частности) слышны очень даже хорошо. Так что и гарнитуры справляются со своей задачей, и ЗК отрабатывает все возможные сценарии использования по максимуму.
Запас громкости у наушников при использовании ЗК просто огромный. Поэтому карта раскачает подавляющее большинство абсолютно любых наушников и гарнитур, при этом останется ощутимый запас громкости.
Теперь же про игровые режимы и про всевозможные навороты звуковой карты, которые предназначены для улучшения звука в играх.
Scout Mode – режим чисто для шутеров. По факту, он «прижимает» верха и «обостряет» и утяжеляет басы и нижнюю середину, чтобы как раз были слышны все те самые шаги, выстрелы и перезарядки. Честно говоря, при наличии нормальной пары стерео-ушей этого не понадобится, так что, в какой-то степени, надобность этой функции зависит от использования определенной гарнитуры или наушников. Как я и говорил – жаль, что на кнопку нельзя повесить что-либо более интересное. А еще сменить настройки этого режима нельзя, так что приходится довольствоваться тем, что есть. По сути, это просто настройка эквалайзера, сменить ее или переназначить не получится – «Scout Mode» работает одинаково и на всех наушниках.
Режимы SBX обсуждать нет смысла – каждый человек использует свою гарнитуру, и ждать, что одни режимы подойдут и устроят других людей, которые имеют другие гарнитуры и попросту иначе воспринимают звук – бессмысленно. Это, как говорится, на вкус и звук. Однако огромный плюс в том, что каждую из этих «умных» настроек режима Acoustic Engine можно отключить или задать определенный уровень громкости (фактически – уровень усиления того или иного эффекта), а также все эти улучшайзеры можно просто выключить. Тоже самое относится и к эквалайзеру. Его можно настроить на свой вкус, выбрать определенную преднастройку или же просто выключить. Каждый найдет себе свой режим. Радует и то, что каждый новый профиль можно сохранить и назначить на один из основных, чтобы переключать прямо со звуковой карты, а также и то, что имеется выбор из заранее данных пресетов.
Про режимы в играх, фактически, я все сказал: в хороших стереонаушниках будут слышны все нюансы. Ну а если вас, по каким-то причинам, не устраивает звуковая картина в игре, есть масса различных настроек, которые помогут выявить эти нюансы. Все зависит от используемой гарнитуры. Тем не менее, изначально установленные пресеты хорошо справляются со своими задачами. Например, в пресете для CS:GO в любых наушниках приглушались верха и убирались самые низы (гул и другие детали, не столь значимые в звуковой картине боя), а потому в игровых ситуациях эти режимы оправданы и они отрабатывают по полной. Причем, опять же, каждый режим можно более детально настроить под себя.
Последняя вещь, касающаяся звука и музыки. Карта Creative Sound BlasterX G5 позиционируется как устройство, способное воспроизводить виртуальный объемный звук. Я скажу лишь одно: звуковая карта по всем виртуальным режимам – 5.1 и 7.1 – провалилась напрочь. Что в моно, что в стерео записях при небольшой громкости становится слышен чудовищный дребезг, «пробивание» наушников, захлебываются все нижние частоты и так далее. Звук из наушников превращается в какой-то лютый фарш, словно звук идет из китайских динамиков, установленных в «шестерку». Ощущается серьезный перегруз, когда на звуковой канал словно забыли повесить лимитер. Как хотите называйте, но такой звук никуда не годится. Единственное применение этих режимов – фильмы, хотя при заложенных многоканальных дорожках на качественных релизах даже в стереонаушниках будет очень хорошо слышна панорама и позиционирование. Так что, в который раз, попытка реализовать виртуальный объемный звук закончилась провалом. Но, к слову, нигде и никогда я не слышал хорошего виртуального объемного звука. Тут спасут только наушники с реальным объемным звуком, у которых в каждой чашке установлено по несколько динамиков.
И последнее, что касается звуковой карты Creative Sound BlasterX G5: запись голоса с микрофона. Мне очень понравилась работа и запись любого микрофона с этой ЗК. Запись микрофона при использовании BlasterX G5 звучит очень четко, громко, но в записи не наблюдается каких-либо перегрузов, даже если сильно кричать в микрофон. Это, определенно, заслуга карты. На встроенной звуковой карте появляется паразитный дребезг или же просто появляются какие-либо шумы, не дающие воспринимать голос нормально. Качество и тембр голоса при записи не изменилось (это уже относится к самому микрофону, через который записывается голос), сам голос записывается громко, без искажений, без какого-либо фонового шума, который часто слышен при записи со встроенного аудиокодека (особенно при использовании усиления микрофона). Так что передача голоса стала лучше во всех смыслах: голос слышен четче, громче, при этом любые паразитные шумы и дребезг отсутствуют. Все остальное уже зависит от используемого микрофона.
Выводы
Вообще, Creative постарались угодить всем, засунув в компактную внешнюю звуковую карту все, что только можно. Здесь видно стремление напихать все и сразу в один комбайн, но… как оказалось, это сделано не в ущерб основной функции девайсу. То есть он и музыку воспроизводит отлично, и является хорошим усилителем, и установлена там качественная техническая составляющая, а бонусом, приложением и просто дополнительными фичами идет все остальное. И это работает. Причем так, что все это продумано и способно удовлетворить как обычного пользователя, ищущего качественный источник звука, и меломана, придирчивого к воспроизведению любой детали. Одно другому тут не мешает. Главное, что весь этот комбайн умещается в кармане и способен выдать звук, явно не совместимый с габаритами самого устройства. Девайс, в буквальном смысле, превосходит все ожидания.
Тут нет смысла обсуждать какие-либо недочеты или мелкие оплошности, поскольку в качестве портативной ЗК девайс отрабатывает на все сто, а вдобавок к этому у него есть навороченная программная составляющая, позволяющая творить со звуком все, что душе угодно. А можно не творить и оставить так, как есть – в этом случае раскроется потенциал любых наушников. То есть сделать все и сразу у Creative получилось. Компактность девайса, маленькая масса, навороченная начинка, отличная программная составляющая, продуманная логика работы с устройством, приятный внешний вид. Что еще требуется от звуковой карты? Пожалуй, больше ничего не надо.
Цена Creative Sound BlasterX G5 – 150$, и за эти деньги вы, в буквальном смысле, получаете все и по максимуму. Тут не к чему придраться. Единственный вопрос, который сейчас можно поднять – цена устройства в российской рознице. На момент написания обзора официальной цены на BlasterX G5 нет, поэтому цена будет зависеть от курса доллара на момент поставки.